Четверг, 26.04.2018, 12:14Приветствую Вас, Гость | RSS
Методическая
поддержка
учителей
английского
языка
Меню сайта
Категории каталога
ИКТ в образовании [5]
Общие проблемы информатизации [2]
ИКТ на уроке ИЯ [2]
Список публикаций за 1996-2005 гг. [1]
Список публикаций за 2006-2007 гг. [1]
Список публикаций за 2008 г. [1]
Список публикаций за 2009 г. [1]
Наш опрос
Оценка сайта
Всего ответов: 33

Публикации


Главная » Публикации » ИКТ в образовании

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА БАЗЕ ПРОГРАММНОЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ "1С"

I. Введение

Вопрос создания авторских электронных материалов – учебных пособий, контрольно-измерительных материалов, лекций – рано или поздно встаёт перед каждым современным учителем средней школы или преподавателем вуза, включённым в информатизацию учебного процесса. К сожалению, учителя средних школ, в отличие от вузовских преподавателей, не имеют возможности пользоваться услугами профессиональных программистов, поскольку в школах нет специальных подразделений,  разрабатывающих программные ресурсы «на заказ». Поэтому основная нагрузка по решению данной проблемы ложится на самого учителя, который должен осознавать, что по-настоящему интерактивные электронные ресурсы могут быть созданы только с привлечением языков программирования. А их освоение для учителя-непрофессионала в области информационных технологий  – задача весьма затруднительная, да и ненужная. 

Одним из возможных выходов для учителя, не желающего находиться в тесных рамках готовых электронных образовательных ресурсов (ЭОР), но и не удовлетворённого теми простейшими электронными материалами-презентациями в PowerPoint, с которых он начинал своё движение к вершинам информатизации, является использование специально разработанных для создания учебных материалов программных сред. Решившись приступить к серьёзным авторским разработкам, учитель должен  чётко представлять себе функциональные возможности ЭОР, который он планирует получить на выходе. А поскольку электронная версия учебных материалов привязана к определенной программной среде, разработчику следует предварительно изучить её свойства.

В настоящее время существует достаточное количество доступных программных  сред, разработанных профессиональными программистами мультимедийных компаний: это Интернет-среда Moodle, «КМ-Школа» компании «Кирилл и Мефодий», eAuthor компании «ГиперМетод» и, наконец, две среды компании «1С» – «Система организации и поддержки образовательного процесса» и «Среда разработки ЦОР».

Каковы дидактические возможности этих программных сред, какую из них выбрать для создания ЭОР по иностранному языку (ИЯ) – вот вопрос, на который предстояло получить ответ в процессе реализации педагогического проекта, начатого в Центре образования № 1678 Северного округа г. Москвы в 2007/08 учебном году.

 

II. Требования к ЭОР по ИЯ

Прежде всего, программная среда для ЭОР должна позволять учителю создавать три основных типа учебных блоков: информационный, предназначенный для введения нового учебного материала, тренировочных упражнений и заданий, направленных на закрепление изученного материала, а также контрольно-измерительного блока, позволяющего учащемуся самостоятельно или под руководством учителя осуществлять контроль формирования предметных компетенций.

Информационные блоки в ЭОР по ИЯ должны иметь возможность включения как иллюстративного, так и достаточно объёмного текстового материала, просмотр которого производился бы в режиме одного окна. При работе с текстом необходимо делать пометки и выделять отдельные фрагменты текста, пользоваться услугами «всплывающих подсказок», содержащих перевод или толкование слов и словосочетаний, прослушивать отдельные фрагменты текста. Кроме этого, разрабатываемые ресурсы по ИЯ должны включать справочные материалы – энциклопедические статьи, словари, справочники по грамматике, вызываемые по гиперссылке, а также аудио и видео-файлы, анимационные и видео-ролики, расположенные непосредственно на страницах с заданиями.

Блоки тренировочных заданий и упражнений должны предусматривать возможность отработки аспектов языка – лексики, грамматики, фонетики – и навыков речевой деятельности – чтения, аудирования, письма и устной речи с возможностью анализа ошибок учащихся и демонстрации правильных ответов. Специфика языковых и речевых упражнений требует от их электронной реализации соблюдения определённых условий, заключающихся в наличии ряда интерактивных функций. К ним относятся: перетаскивание объектов по полю электронной страницы (задания на соответствие и «упорядочить последовательность»), ввод текста с клавиатуры (задание на заполнение множественных пропусков в тексте на одной странице), выделение вариантов задания и отдельных компонентов текста, прослушивание аудио эпизодов и просмотр видео фрагментов с одновременным выполнением заданий различных форматов и др. Например, в блоке тренировочных упражнений на отработку произносительных навыков желательно предусмотреть функцию записи речи и сравнения её с эталоном, а в блоке заданий на формирование навыков письменной речи – специального поля для выполнения письменного задания с последующим его сохранением и возможностью пересылки по электронной почте.

Что касается блока контрольно-измерительных материалов, то для этих целей могут использоваться как автономные тестовые программные среды, импортируемые в учебный курс, так и тестовые блоки, уже включённые в универсальные среды для разработки учебных курсов. Тестовые программные среды для языковых дисциплин должны давать возможность производить контроль и оценку базовых языковых и речевых компетенций в форматах традиционного языкового тестирования, то есть предусматривать возможность электронного представления всех необходимых для этой цели типов заданий (их можно назвать более 10) и ввода соответствующих разновидностей ответов. Кроме того, из-за особенностей содержания языкового материала и большого числа форматов проверочных заданий такие ресурсы должны быть легко управляемы, то есть до завершения теста, включающего несколько разделов, и подсчета общего количества правильных ответов должен обеспечиваться удобный доступ пользователя к любому разделу задания с возможностью корректировки ответов. Названные функции должны быть дополнены возможностью установки ограничений на число доступов к вводу ответа, а также фиксацией времени выполнения задания.

 

III. Работа проектной группы над ЭОР на базе программной среды компании «1С» – «Система организации и поддержки образовательного процесса»

Проектная группа, состоящая из восьми учащихся 10-11 классов и учителя английского языка, разделилась на четыре подгруппы, каждая из которых работала с одной программной средой отечественных компаний (см. п. I). В качестве учебного материала был выбран один раздел учебного пособия по английскому языку New Opportunities (уровень Pre-Intermediate) британского издательства Pearson-Longman и соответствующий раздел рабочей тетради.

Целью первого этапа работы явилось создание пробных электронных версий учебного пособия по английскому языку на базе четырёх программных сред и их экспертиза, включающая изучение и сравнение дидактических возможностей выбранных сред в плане обучения ИЯ. Основным итогом первого этапа работы проектной группы явилось составление экспертного заключения о достоинствах и недостатках изучаемых программных сред, а также перечня рекомендаций их разработчикам по учёту специфики обучения ИЯ в новых версиях программ.

Рассмотрим результаты деятельности проектной группы учащихся, работавших над созданием электронной версии раздела 4 Challenge на базе программной среды компании «1С» – «Система организации и поддержки образовательного процесса» (далее «Система»).

На базе программной среды «Система» учащимся удалось создать не только информационные и справочные разделы учебного пособия, но также интерактивные задания и упражнения с проверкой правильности ответов в форме: выбор правильного ответа (форматы «один из многих» и «многие из многих»), трансформация предложений, словообразование и заполнение пропусков. Для этого в программной среде «Система» предусмотрены интерактивные элементы: переключатели типа «флажок» и «радио-кнопка», поле для ввода текста с клавиатуры.

Кроме того, авторы работы максимально использовали возможности программной среды в плане импорта внешних файлов, несущих дидактическую нагрузку: иллюстративного и аудиоматериала, текстового редактора Word для выполнения письменных заданий, редактора звука ALO AudioEditor для записи устной речи учащихся, монолингвального словаря в виде Flash-ролика. Постраничная система навигации, предусмотренная в программе, позволила удобно структурировать курс и облегчить поиск нужных разделов и упражнений.

В экспертном заключении учащиеся дали мотивированную оценку дидактическим возможностям программной среды «Система», а также  описали ограничения, не позволяющие в полной мере реализовать комплекс языковых и речевых упражнений по ИЯ. Кроме того, ими были высказаны пожелания разработчикам компании «1С» по совершенствованию программного продукта с учётом специфики обучения ИЯ.

 

IV. Заключение

Итак, учащимися были отмечены следующие позитивные дидактические возможности программной среды «Система»:

   простота установки программы на компьютер;

   простота работы с программой и запуска готового ресурса;

   привлекательный интерфейс программы;

   удобная постраничная структура программы;

   возможность импорта текстов большого объёма;

   возможность расположения иллюстративного и текстового материала на одной странице;

   возможность импорта внешних файлов различных форматов (mpeg, asf, mp3, wav, swf, exe, ppt, doc и др.) по гиперссылке;

   создание тренировочных и тестовых заданий форматов: выбор «одного из многих», «многих из многих», трансформация предложений, словообразование и заполнение пропусков;

   проверка правильности ответов.

В плане учёта специфики создания ЭОР по ИЯ учащиеся отметили следующие ограничения дидактических возможностей программной среды:

   невозможно реализовать задания типа: классификация, выделение фрагмента текста, сопоставление, «упорядочить последовательность» в силу отсутствия форматов: «выпадающий список», «выделение», «перетягивание объекта», «всплывающая подсказка»;

   возможно размещение только одного поля для ввода текста на странице, что вынуждает растягивать задание по заполнению пропусков на несколько страниц;

   нельзя разместить задания нескольких форматов на одной странице;

   на одну страницу нельзя загрузить более одной иллюстрации;

   не предусмотрен импорт медиаобъектов на страницу с заданиями, что затрудняет выполнение упражнений на аудирование и просмотр видео; 

   не предусмотрена демонстрация верных ответов в тренировочных упражнениях;

   не предусмотрен подсчёт правильных ответов в задании, состоящем из нескольких вопросов;

   малое число шрифтовых форматов и их цвета, причём выбранный шрифт может изменяться автоматически, без ведома разработчика;  

   ограниченные возможности дизайна страниц;

   не предусмотрена возможность замены текста инструкций с русскоязычного на англоязычный в интерфейсе программы;

   нет «встроенных» программ  записи текста и звука.

Члены проектной группы выразили желание наладить контакт с программистами компании «1С» с целью обсуждения полученных результатов и их учёта в дальнейших версиях программной среды «Система организации и поддержки образовательного процесса».
 

                                                                                         О.М.Корчажкина

Категория: ИКТ в образовании | Добавил: flmoscow1678 (22.02.2009)
Просмотров: 11546 | Комментарии: 9 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 9
9  
Интересная тема

8  
Данный пост — одно из немногих исключений, когда читаешь с интересом и что-то для себя выносишь. Спасибо Вам. Добавлю в избранноеhttp://voronezh.recikl.ru/ - . :)

7  
http://www.canadagoosechilliwackfemme.fr - Canada Goose Pas Cher From stylish office wear to casual outfits to hot sexy costumes, leather clothing can reflect so many moods. http://www.norgecanadagoosejakke.net - canada goose Uaeslgg
http://www.billiggoosejakker.eu - canada goose Nicknamed the "Black Spider" Yashin was distinctive thanks to his all-black outfit. http://www.michaelkorsonlineoutlet.ca - michael kors handbags

6  
http://online-pharmacy-rx.com/ - online pharmacy

5  
Хочу построить дом, и интересует что такое http://23rs.ru/kanadskie-doma-1/kanadskii-dom-v-krasnodare-ego-dostoinstva - канадский дом? Нужна инфа?

4  
http://kvartiravkazani.webs.com/ - продажа квартир в казани приволжский район

3  
Я подписался на RSS ленту, но сообщения почему-то в виде каких-то иероглифов :( Как это исправить?

2  
Отличная статя, мне нравится, достойно.

1  
У нас на сайте вы найдете:[url=http://filmsonline2012.ru/]фильмы онлайн 2012
[/url]

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0