Технологии не заменят преподавателей,
их заменят другие преподаватели,
которые используют ИКТ.
Рэй Клиффорд,
декан гуманитарного колледжа
университета Бриджхем, США
Проблемы конкуренции на рынке труда никогда не имели принципиального значения для педагогических работников, осуществляющих свою деятельность в сфере общего среднего образования, по крайней мере, в крупных городах. Однако с наступлением «эры информатизации» вопрос об уровне конкурентоспособности учителя средней школы – хотим мы того или нет – уже возникает в связи с необходимостью формирования ИКТ-компетентности педагога.
ИКТ-компетентность современного педагога, деятельность которого разворачивается в условиях комплексной информатизации образования, можно определить как сочетание двух составляющих: интеллектуально-педагогической, характеризующей уровень его развития как информационной личности, и предметно ориентированной, которая определяет его профессиональный уровень с предметно-технической и предметно-методической сторон. Обе эти составляющие способствуют становлению общей культуры учителя как педагога новой формации, осуществляющего свою профессиональную деятельность в условиях информационного общества, или ИКТ-культуру учителя. Готов ли современный учитель средней школы к работе в новых условиях, готов ли он к смещению акцентов своей профессиональной деятельности в сторону информатизации учебного процесса?
Интересно в данном аспекте проанализировать результаты опроса учителей иностранного языка (ИЯ) Северного и Центрального АО г. Москвы по проблемам, связанным с применением ИКТ на уроках ИЯ. На заседании предметных секций учителей ИЯ, проходивших 29 августа 2008 г., для проведения исследования были распространены 150 и 200 анкет, соответственно, т. е. предполагалось произвести опрос 350-ти учителей ИЯ средних школ г. Москвы. Оказалось, что анкеты сдали: в САО – 68 чел., а в ЦАО – 30 чел. (в целом 98 чел.). Таким образом, вопросы, связанные с информатизацией образования, оказались вне поля интереса для большинства учителей-«иностранцев»: для 54,7% в САО и 85% в ЦАО, в целом – для 72 %. Цифры впечатляют.
Учителя, по тем или иным причинам выступающие против внедрения ИКТ в свою профессиональную деятельность, не только тормозят обновление всего образовательного процесса. Они, пока сами того не осознавая, перестают удовлетворять современным требованиям как профессионалы в своей предметной области. Таким образом, к основным проблемам, базирующимся на «человеческом факторе» и связанным с трудностями внедрения ИКТ в сферу образования, можно отнести неготовность учителя-предметника ощутить себя активным участником процесса создания новой информационной образовательной среды своего учебного заведения. Эта «неготовность» включает следующие аспекты:
• учебно-методический – что означает слабое представление о дидактических возможностях персональных компьютеров (ПК), о построении урока с использованием ИКТ, а также обо всём многообразии современных электронных образовательных ресурсов по своему предмету;
• технический – что означает весьма низкий уровень владения ПК и ИКТ;
• психологический – что означает боязнь осознания как своей обновленной роли в образовательном процессе, так и своей ответственности за внедрение ИКТ в учебный процесс.
Всё это приводит к резкому сопротивлению большинства учителей средней школы инновациям и к нежеланию работать в новых условиях. К сожалению, несистематический характер обмена опытом между педагогами в виде лишь изредка случающегося взаимопосещения уроков с использованием ИКТ, проведения конференций, семинаров или мастер-классов убеждает в необходимости перестройки далеко не всех.
Здесь существенным может оказаться внедрение долгосрочной комплексной программы по изменению системы ориентиров, переходу учителя-предметника на инновационный уровень осуществления своей профессиональной деятельности, формированию современной профессиональной культуры. Основой такой программы должно явиться оказание помощи учителю в преодолении внутреннего психологического барьера, что стало бы залогом успешного решения учебно-методических и технических проблем, непосредственно отвечающих за профессиональное становление педагога в условиях информатизации образования.
В настоящее время имеется достаточное число разнообразных программ и курсов по формированию ИКТ-компетентных педагогических кадров. Например, только в 2008/09 учебном году Московский институт открытого образования предложил педагогам-предметникам около сорока различных курсов как на базе своего учебного заведения, так и на базе окружных методических центров. Однако существующие программы профессиональной подготовки учителя касаются в основном формирования пользовательской ИКТ-компетенции, безотносительно к той или иной предметной области (см., например, [1, 2]). Такой тип компетенции предполагает овладение как общими навыками работы на ПК, так и специальными навыками работы в приложениях Word, Excel, PowerPoint, Photoshop, а также во Flash- и web-средах. Данные курсы, кроме того, реализуют общепедагогические подходы к работе в сетевых сообществах и информационных средах, учат поиску образовательных ресурсов в сети Интернет [3].
Формирование компетенции такого типа называют базовой ИКТ-компетенцией, и она носит преимущественно технический характер. Педагог, окончивший курс по формированию базовой ИКТ-компетенции, превращается в пользователя ПК среднего уровня, что позволяет ему включать в свои уроки электронные материалы, созданные фирмами-разработчиками программных продуктов или извлечённые из сети Интернет, а также создавать простейшие авторские демонстрационные или отчётные материалы.
Надо отдать должное тому факту, что в ряде существующих курсов всё же уделяется внимание дидактическим приёмам применения ИКТ в учебном процессе и планированию ИКТ-уроков (см. [3]). Однако в целом, когда программы подобных курсов составляются и ведутся не специалистами в данной предметной области, а преподавателями информационных технологий (ИТ), нельзя считать данный подход продуктивным. Особенно это касается гуманитарных предметных областей, где в силу специфики самого предмета построение урока, характер учебного материала, способы предъявления нового материала, характер тренировочных упражнений, формы контрольных заданий значительно отличаются от тех, что существуют, например, в предметных областях естественно-математического цикла.
Поэтому если базовый этап профессиональной ИКТ-подготовки может быть единым для всех учителей-предметников, и поэтому он может осуществляться под руководством преподавателя ИТ, то предметно ориентированный этап должен проходить под началом преподавателя-предметника, одинаково хорошо владеющего и ИКТ, и методикой преподавания данного предмета.
Кроме того, в повсеместно внедряемых программах профессиональной подготовки педагогов в области ИКТ недостаточное внимание уделяется психологическим аспектам формирования и становления личности педагога, его адаптации к осуществлению профессиональной деятельности в условиях информатизации образования.
Представляется поэтому, что для решения проблем подготовки конкурентоспособных педагогических кадров для современной средней школы необходимо учитывать следующие факторы.
Первый. Способом преодоления трудностей, с которыми сталкивается современный учитель-предметник средней школы в условиях информатизации образования, может являться только переход на инновационный уровень осуществления им своей профессиональной деятельности путем активизации личных усилий в направлении:
-
корректировки отношения к ИКТ и их дидактическим возможностям, призванным внести цивилизованные методы в условия труда учителя (создание нового уровня положительной мотивации в профессиональной деятельности учителя, формирование готовности передать часть своих полномочий компьютеру и т.д.);
-
преодоления неуверенности в своей способности освоить необходимые навыки, приобрести умения работы на ПК и создания программных продуктов;
-
повышения квалификации, результатом которого явилось бы приобретение учителем умений по внедрению ИКТ в свою предметную область.
Однако это не значит, что учителя-предметника можно оставить наедине со своими проблемами, которые он сам в состоянии успешно преодолеть: он нуждается в централизованной помощи специалистов. Но начать он должен с себя: он должен преодолеть себя, чтобы быть уверенным, что стоящие перед ним проблемы решаемы. Причем основная ступень, на которую должен подняться каждый учитель независимо от возраста, квалификации, уровня учащихся, статуса учебного заведения и других более или менее важных факторов, это его профессиональная подготовка в области ИКТ.
Второй. Становление учителя-предметника как носителя ИКТ-компетентности не является самоцелью. Задача такой переподготовки – повышение эффективности и качества обучения в плане формирования базовых и специальных предметных компетенций учащихся. А это осуществимо, если профессиональная подготовка учителя в области ИКТ будет:
-
базироваться на психолого-педагогических основах осуществления им профессиональной деятельности, включающих как ключевые, так и специальные компетенции;
-
реализовываться как комплексная модель, связанная с возрастанием информатизации общества;
-
способствовать развитию мотивации учащихся в освоении предмета, активизации их познавательной деятельности и социальной активности;
-
служить стимулом дальнейшего развития профессионально-информационной культуры педагога и сохранения способности учиться на протяжении всей активной фазы жизни.
Третий. Теми специалистами, задача которых – помочь учителю-предметнику преодолеть психологический, учебно-методический и технический барьеры в его современном профессиональном росте, должны являться разработчики программ и преподаватели курсов профессиональной подготовки учителей-предметников в области ИКТ. Поэтому при разработке и внедрении таких программ необходимо учитывать:
-
полный комплекс проблем, возникающих в процессе осуществления учителем-предметником своей профессиональной деятельности на этапе информатизации учебного заведения;
-
деятельностные стратегии в курсе предметно ориентированной профессиональной подготовки учителей в области ИКТ;
-
необходимость формирования как пользовательской, так и продуктивной ИКТ-компетентности учителя-предметника;
-
способы оптимизации инновационной деятельности учителя в условиях информатизации образования;
-
информационные и методические аспекты данной предметной области в условиях внедрения ИКТ в процесс обучения;
-
методические аспекты применения ИКТ на уроке по данному предмету.
ЛИТЕРАТУРА
1. Информационные технологии в деятельности учителя-предметника: Программа повышения квалификации педагогов. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. – 44 с.
2. Информационные технологии в деятельности учителя-предметника. Часть I – 172 с. Часть II – 196 с.: Пособие для дополнительного профессионального образования. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007.
О.М.Корчажкина
|