Четверг, 18.10.2018, 00:26Приветствую Вас, Гость | RSS
Методическая
поддержка
учителей
английского
языка
Меню сайта
Категории каталога
ИКТ в образовании [5]
Общие проблемы информатизации [2]
ИКТ на уроке ИЯ [2]
Список публикаций за 1996-2005 гг. [1]
Список публикаций за 2006-2007 гг. [1]
Список публикаций за 2008 г. [1]
Список публикаций за 2009 г. [1]
Наш опрос
Оценка сайта
Всего ответов: 33

Публикации


Главная » Публикации » ИКТ в образовании

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ РАННЕЙ ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ КАДРОВ Часть 1

Проблема подготовки научных кадров для различных отраслей знаний  приобретает в настоящее время особое значение. Многими исследователями в области науковедения отмечается неуклонный за два последние десятилетия спад научного потенциала страны [1,2]. Среди причин называется и постепенный уход старых кадров, подготовленных ещё в советское время, и отток учёных среднего и молодого возраста за рубеж, и изменение приоритетов в амбициях выпускников вузов, когда они, посвятив 5-7 лет научно-исследовательской работе и получив учёную степень, переходят работать в сферу бизнеса, не связанную напрямую с научной деятельностью. Ситуация ещё больше усугубляется отсутствием национальной программы подготовки и сохранения научных кадров, и, как следствие, несистемным характером «выращивания» учёных из числа талантливой молодёжи для заполнения образовавшихся лакун.

Известно, что одной из приоритетных компетенций современной образованной личности является умение постоянно поддерживать и развивать свой профессиональный уровень, то есть находиться в состоянии перманентного образования и самообразования. И чем раньше такие качества будут заложены, воспитаны в человеке, тем устойчивее и продуктивнее окажется их реализация впоследствии: чем раньше молодые люди начнут приобщаться к поисково-исследовательской, затем учебно-, а впоследствии и научно-исследовательской деятельности, тем больше вероятность того, что сформированный в раннем школьном возрасте научный склад мышления будет являться постоянным источником, потребностью творческой личности реализовать накопленный потенциал с помощью научного поиска.    

Поэтому в данных условиях вполне естественно оглянуться на среднюю школу и поставить задачу  формирования научно-исследовательского подхода к обучению не только перед специализированными и «элитными» школами, но и перед всей системой среднего образования, в ходе традиционного образовательного процесса. Необходимость реализации данного подхода отмечается многими педагогами – представителями средней и высшей школы [4, 9].

С этих позиций учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы он способствовал повышению познавательной и исследовательской активности учащихся, их приобщению к научно-исследовательской работе за счёт формирования системного и проблемного мышления, целостного восприятия окружающего мира, освоения навыков научного подхода к изучаемым дисциплинам, стремления к реализации своего творческого потенциала в процессе осуществления познавательной деятельности. Данное направление должно развиваться путём организации исследовательской формы обучения, предусматривающей постоянное стремление учащегося «увидеть проблему», обозначить противоречия в её содержании, найти несколько способов решения, оптимизировать найденные варианты, провести анализ выбранного решения, наметить перспективы дальнейшего развития.

В результате такой деятельности у учащихся вырабатывается устойчивая привычка находить нестандартные решения стандартных задач, формируется первый опыт проведения научных и научно-практических исследований. Они учатся оформлять результаты своего труда в письменной и устной форме, представлять их для публикаций, участвовать в конкурсах научно-исследовательских работ, выступать с докладами на конференциях и семинарах, прогнозировать направления дальнейших самостоятельных исследований. Это создаёт у учащихся положительный образ личности, занимающейся научной деятельностью, повышает мотивацию к осуществлению научных исследований в будущей учебной и профессиональной практике и укрепляет  престиж научной работы в целом.

Одним из способов организации познавательной работы учащихся старших классов, которая базируется на научно-исследовательском подходе, является проектно-исследовательская деятельность. Положительные стороны этого педагогического метода, реализующего проблемный подход к обучению, хорошо известны. Среди основных можно назвать социализацию учащихся, развитие их творческих способностей, познавательной активности, самостоятельности (автономности) и исследовательских навыков, формирование положительной мотивации учебной деятельности, нацеленность на конкретный результат работы, повышение самооценки.

Современные школьные проекты являются, как правило,  межпредметными, их отличает разнообразие интересных, общественно значимых тематик, научно-исследовательский подход, широта контактов (на уровне школы, регионов и даже стран), поскольку они работают в современном информационном пространстве, часто в локальных или глобальных сетевых сообществах, и реализуются с помощью современных средств – информационно-коммуникационных  технологий (ИКТ) [3]. Кроме того, с возможностью выхода в глобальную сеть Интернет и эксплуатации мультимедийных свойств электронно-цифровых ресурсов проектные продукты приобретают принципиально новые черты – нематериальных, виртуальных объектов нового поколения.

По области применения результатов работы проекты, выполняемые с участием школьников, делятся на две большие группы – проекты учебные и проекты педагогические. Рассмотрим основные черты педагогического проекта как инструмента, позволяющего заложить фундамент личности, «создаваемой для науки».

Педагогический проект – это тип практико-ориентированного проекта [11] содержащего значительную поисково- и/или научно-исследовательскую составляющую и выполняемого смешанной проектной группой, состоящей из учителей и учащихся старших классов. По окончании работы по реализации педагогического проекта её результат предполагается использовать в учебном процессе.

Одной из характерных черт педагогического проекта как формы научно-исследовательской деятельности является то, что учитель выступает не только как заказчик и организатор поисковой работы – он наравне с учащимися становится одним из исполнителей проекта, являя собой пример личности, реализующей свои творческие, исследовательские способности на уровне решения реальных образовательных задач. Иными словами, педагогический проект – это своего рода «мастер-класс», где учитель прививает учащимся навыки исследовательского поведения, способствует развитию логического и продуктивного мышления учащихся, способности к осуществлению анализа и синтеза, прогнозированию ситуации, т.е. на собственном примере учит осуществлять процесс познания методами научного поиска.  

В качестве примера научно-исследовательского подхода в рамках педагогических проектов расскажу о двух проектных работах, выполняемых группами учащихся 10-11-х классов Центра образования № 1678 «Восточное Дегунино» Северного ОУО ДО города Москвы совместно с  учителем английского языка: «Разработка компьютерных тестов для контроля и оценки базовых компетенций учащихся по английскому языку» и «Разработка электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по английскому языку на базе различных программных сред».

 

Категория: ИКТ в образовании | Добавил: flmoscow1678 (22.02.2009)
Просмотров: 1195 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0