Какая она, новая картина мира – виртуальная или реальная?
Многие отечественные и зарубежные исследователи проблем современного образования отмечают кризис знаниевой парадигмы, т.е. фундаментального образования, и говорят о необходимости смены акцентов – переходу от усвоения личностью определённой суммы знаний к формированию необходимых компетенций – практических навыков (см., например, [3, 9, 12]). При этом они подчёркивают, что данный подход ни в коем случае не противоречит концепции общества знания [3, с. 18], о котором упоминалось в предыдущем разделе. Формирование предметных компетенций в информационном пространстве может происходить двумя различными способами, приводящими к принципиально отличным результатам: на базе алгоритмов и на базе моделей.
Первый способ – усвоение операциональных (пошаговых) процедур при осуществлении какой-либо деятельности. При этом «системные знания замещаются операционально понимаемой информацией» [3, с. 20], а сама деятельность сводится к усвоению и реализации набора алгоритмов. Алгоритм – это упрощённый образ действительности, далёкий от реальности, которая в информационном обществе рискует превратиться в виртуальную реальность, освобождающую человека от ответственности за принимаемые решения. Опасность ухода человека в виртуальный, воображаемый мир многократно усиливается, когда происходит усвоение «голых», оторванных от жизни алгоритмов и процедур при работе с воображаемыми объектами на экране монитора.
Термин «виртуальная реальность» восходит корнями к Средним векам и понимается как «реальность символов, знаков, образов, имеющих или не имеющих непосредственные аналоги в реальной действительности. То есть виртуальная реальность – это в определённом смысле отражение (моделирование) окружающего мира» [11, с. 30]. В начале ХХ века свойство виртуальности стало приписываться элементарным частицам с очень короткой продолжительностью жизни, столь короткой, что их невозможно было наблюдать и фиксировать за время эксперимента [1, c. 272]. С наступлением эры информатизации под виртуальной реальностью стали понимать «сконструированный при помощи компьютеров мир объектов, ... создающий ощущение непосредственной данности, погружённости в сиюминутную жизненную реальность» [11, с. 31].
Однако виртуальное моделирование, представляющее собой создание и исследование искусственных компьютерных образов реальных или воображаемых объектов, само по себе не тождественно уходу в виртуальный мир. Оно становится таковым при условии намеренного отрыва от решения реальных жизненных задач с помощью виртуальных моделей (например, в компьютерных играх). Поэтому второй способ формирования компетенций – с помощью виртуальных моделей есть мощный и эффективный инструмент решения актуальных практических задач, предоставляемых новыми технологиями. Не случайно поэтому специалисты в области образования, говоря об опасности погружения человека в виртуальный мир, всякий раз подчёркивают необходимость организации учебной деятельности на основе решения реальных задач [4, с. 30].
Когда мы говорим о соотношении материального и идеального в современном информационном обществе, представляется очевидным, что виртуальная реальность – это идеальное, воспроизводимое с помощью материального. До эры информатизации все прежние картины мира базировались на материальных моделях, а новая картина мира, формирующаяся в настоящее время, оперирует виртуальными моделями, в которых информационное содержание и носители информации реальны, а форма воплощения этого содержания, реализуемая с помощью материальных носителей – виртуальна.
И здесь возникает правомерный вопрос: не будет ли диктовать виртуальная форма необходимость создания модели виртуального мира? Не будет ли картина мира отражать мир виртуальных образов, виртуальных чувств, виртуальных людей? Не будут ли параллельно существовать два мира – реальный и виртуальный? Все эти опасения, конечно же, небеспочвенны. Однако стирание грани между реальным и воображаемым в самой меньшей мере зависит от технологий. Эти грани могут стираться или быть отчётливее только в результате интеллектуальной деятельности миллионов людей, объединённых в едином информационном пространстве. Поэтому мир, как говорил классик, по-прежнему един, и единство его теперь не только в материальности, но и в силе коллективного разума.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архипкин В.Г., Тимофеев В.П. Естественно-научная картина мира: учеб. пособие / Архипкин В.Г. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2002. – 320 с.
2. Бешенков С.А., Ракитина Е.А., Шутикова М.И. Гуманитарная информатика: от технологий и моделей к информационным принципам // Информатика и образование, 2008. № 2. – С. 3-7.
3. Бешенков С.А. Курс информатики в контексте новых образовательных результатов // Информатика и образование, 2008. № 9. – С. 17-22.
4. Бешенков С.А. Школьный предмет стратегического назначения // Информатика и образование, 2007. № 4. – С. 29-31.
5. Горбачёв В.В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов / В.В. Горбачёв. – 3-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство Оникс»; ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. – 704 с.: ил.
6. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: учебник / С.Х. Карпенков – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009. – 672 с.
7. Карпенков С.Х. Основные концепции естествознания: учеб. пособие / Карпенков С.Х. – М.: Высшее образование, 2007. – 366 с. – (Основы наук).
8. Корню Б. Новые задачи образования в обществе знания // Информатика и образование, 2007. № 3. – С. 3-9.
9. Найт Дж. Изменяя образование с помощью технологий // Информатика и образование, 2007. № 4. – С. 3-7.
10. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям / Г.И.Рузавин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 . – 304 с.
11. Тарасов Ю.Н. Философские проблемы информатики: Курс лекций для аспирантов: Учеб. пособие / Ю.Н. Тарасов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 136 с.
12. Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
13. Щербаков Б.Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура / Под ред. Г.В. Драча, 2001. – 144 с.
О.М.Корчажкина