1. Разработка компьютерных тестов для контроля и оценки базовых компетенций учащихся по английскому языку.
Целью данной проектной работы является информационная поддержка процесса контроля и оценки базовых языковых и речевых компетенций учащихся по ИЯ. В качестве основных задач были сформулированы: исследование возможности и целесообразности компьютерного тестирования по ИЯ, разработка ЭОР на базе различных тестовых оболочек, выработка критериев и сравнение качественных характеристик создаваемых ОЭР (экспертная оценка), а также разработка методических рекомендаций по созданию и использованию создаваемых ОЭР.
Проектной группой были выбраны шесть тестирующих программных сред, полученных через свободный или платный доступ в сети Интернет, приобретённых на рынке образовательных программных продуктов или поставленных фирмами-разработчиками на договорных условиях. Одна из программных сред была разработана профессиональным программистом специально для осуществления данного проекта. В рамках этого проекта учащиеся учились исследовать дидактические возможности, вырабатывать критерии оценки и осуществлять экспертизу программных сред.
Отбор тестовых сред производился согласно критериям, которые с объективной точки зрения дают возможность осуществлять контроль и оценку базовых языковых и речевых компетенций на ИЯ – в чтении, аудировании, использовании лексико-грамматических единиц и структур, а с субъективной – учитывать требования по настройке программного ресурса (с позиции учителя ИЯ) и пользовательские требования (с позиции учащегося). Таким образом были сформулированы 16 критериев оптимизации – 10 критериев настройщика ресурса, в который вошли критерии качества языковых тестов, и 6 критериев пользователя [7, 8]. После создания максимально возможного числа разновидностей тестовых заданий в каждой программной среде ей присваивается общая оценка из расчёта от нуля до пяти баллов по каждому из 16-ти критериев (максимальное число баллов – 80).
Отличие критериев, выбранных проектной группой, от набора критериев качества ЭОР (в том числе и тестирующих), на которые обычно ориентируются разработчики и пользователи [12], определяется спецификой тестовых заданий по ИЯ. Если тестирование по большинству предметов – это в основном проверка знаний учащихся, то программные среды для языковых тестов должны давать возможность производить контроль и оценку базовых языковых и речевых компетенций [10]. В результате проведённой таким образом процедуры оптимизации выбраны две тестовые среды, набравшие максимальное количество баллов. В настоящее время на их основе создаётся банк тестовых заданий по английскому языку в формате ЕГЭ.
Проектная работа была представлена на XVIII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании» в июне 2007 года в городе Троицке Московской области [8]. Доклад о результатах работы проектной группы отмечен Дипломом за лучший доклад в секции «Информационные технологии в образовании».
В настоящее время продолжаются исследования по апробации результатов проектной работы на базе школы и пополнение банка компьютерных тестовых заданий по английскому языку в формате ЕГЭ. В дальнейшем предполагается произвести качественную и количественную оценку эффективности внедрения результатов проектной работы в учебный процесс. Одним из направлений межпредметной интеграции в рамках данного проекта может служить сотрудничество с учителями-предметниками по созданию компьютерных тестов в других предметных областях.
2. Разработка электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по английскому языку на базе различных программных сред.
Тематика данного проекта, начатого в 2007/08 учебном году, направлена на решение как чисто теоретических, исследовательских вопросов информатизации образования – экспертизе существующих на образовательном рынке программных сред для создания ЭОР (I этап), так и практических задач – созданию на базе программных сред, прошедших экспертизу, электронных учебных пособий (II этап).
Электронно-цифровой основой для реализации задач проекта явились три программные среды, предоставленные отечественными фирмами-разработчиками программных продуктов: «Кирилл и Мефодий», «1С» и «ГиперМетод». Кроме того, осуществлялось создание ЭОР на базе программной среды MS PowerPoint с элементами VBA, открытой среды Moodle и web-среды. Программные среды, подобранные учащимися для реализации задач проекта, совместимы с файлами различных форматов, что позволяет импортировать в создаваемый ресурс текстовые и иллюстративные материалы, аудио- и видеофайлы, Flash-ролики и gif-анимацию. На базе выбранных программных сред возможно создание интерактивных заданий и упражнений с проверкой правильности ответов и подсчётом очков в таких форматах, как: один из многих, многие из многих, Да/Нет, упорядочить последовательность, соответствие, трансформация предложений, словообразование и заполнение пропусков. Таким образом, выбранные программные среды дают возможность создавать полноценные ЭОР, включающие информационные блоки, тренировочные упражнения и контрольно-измерительные материалы различных форматов.
Проектная группа, состоящая из восьми человек, разделилась на четыре подгруппы, каждая из которых работала с одной-двумя программными средами. В качестве учебного материала каждой подгруппой выбран один раздел учебного пособия и соответствующий раздел рабочей тетради.
Общие результаты проектной работы были успешно представлены членами проектной группы на итоговом смотре знаний по английскому языку за курс 10-го класса 22 мая 2008 г., на III Международной научно-методической конференции «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам и межкультурной коммуникации» в МГУ им. М.В. Ломоносова 5 июня 2008 г., а также на Всероссийской научной конференции «Инновационные проекты в школьном обучении: опыт, проблемы, перспективы» в Современной гуманитарной академии 18 сентября 2008 г.
ЭОР, созданный на базе программной среды КМ-Школа компании «Кирилл и Мефодий», завоевал II место в номинации «КМ-Школа на уроках» на конкурсе «Учитель-учителю» в 2007 г. Кроме того, эта работа была представлена на XVII Международной конференции-выставке «ИТО-2007» 10 ноября 2007 г. и на Московской городской конференции «Подготовка учителя-предметника: формирование базовой педагогической ИКТ-компетентности. Анализ реализации федерального проекта “Информатизация системы образования” и программы Intel “Обучение для будущего” в столичном регионе», проходившей в МГПУ 12 февраля 2008 г.
Проект экспертной группы, работавшей над созданием ЭОР на базе программной среды eAuthor версии 3.0 компании «ГиперМетод», был представлен на семинаре компании «e-Learning: Итоги года» 16 декабря 2008 г., где его высоко оценили участники семинара и представители компании. Кроме того, результаты этой работы были заявлены на конкурсе Форум юношеских талантов: соревнование молодых исследователей программы «Шаг в будущее» и Московской открытой конференции школьников «НТТМ-МОСКВА’08», состоявшихся 24-28 ноября 2008 г. МГТУ им. Н.Э. Баумана, где исполнители работы, учащиеся 11 класса А. Голдина и Д. Степанова получили Дипломы III степени в секции «Информатика и системы управления».
Результаты деятельности экспертной группы, работавшей над созданием ЭОР на платформе компании «1С», планируется обсудить на Девятой международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании» (Комплексная модернизация процесса обучения и управления образовательными учреждениями с использованием технологий «1С») 3-4 февраля 2009 г.
К настоящему времени завершён I этап проектной работы: созданы пробные варианты ЭОР, исследованы достоинства и недостатки каждого программного продукта и выработаны рекомендации программистам компаний «Кирилл и Мефодий», «1С» и «ГиперМетод» по совершенствованию текущих версий программ [5,6]. Следующим этапом работы в 2008/09 учебном году планируется оптимизация полученных результатов в части сравнения результатов экспертизы, что позволит выбрать программную среду, наиболее полно и эффективно позволяющую реализовать дидактические возможности современных учебных пособий по ИЯ.
Итак, педагогические проекты представляют собой огромный, не используемый в полной мере инструмент по приобщению учащихся к решению научно-исследовательских задач с выходом в реальную образовательную практику. Участие в реализации педагогических проектов способствует творческому и интеллектуальному росту учащихся, достижению ими социальной зрелости и является эффективной формой их подготовки к будущей научно-исследовательской деятельности, какую бы профессиональную сферу они не избрали.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абуталипова Л.Ф. Научно-кадровый потенциал России: причины кризиса / Наука, образование, инновации: Тезисы выступлений участников I всероссийской конференции 10-12 ноября 2008 года / Сост.: А.И. Ракитов, А.Э. Анисимова, М.В. Кондратьев, М.Н. Русецкая – М.: МГПУ, 2008 . – 568 с. – С. 18-20.
2. Аллахвердян А.Г., Агамова Н.С. От малой к большой науке и снова к малой: российская загогулина на рубеже XX и XXI веков / Там же – С. 23-24.
3. Городской конкурс проектных и исследовательских работ в 2004/2005 учебном году: Сборник. – М.: МИОО. – 2005. – 208 с.
4. Думанова С.В. Проблема привлечения молодёжи в науку / Наука, образование, инновации: Тезисы выступлений участников I всероссийской конференции 10-12 ноября 2008 года / Сост.: А.И. Ракитов, А.Э. Анисимова, М.В. Кондратьев, М.Н. Русецкая – М.: МГПУ, 2008 . – 568 с. – С. 425-427
5. Корчажкина О.М. Возможности электронной образовательной среды КМ-Школа по созданию мультимедийных уроков английского языка. / Мультимедийный сборник Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» – 2006-07 уч. год, разд. «Преподавание иностранных языков» – М.: Издательский дом «Первое сентября». http://festival.1september.ru/2006_2007/index.php?numb_artic=410183
6. Корчажкина О.М. Мультимедийный обучающий модуль по английской литературе для профильной школы. / Вопросы Интернет-образования, Трибуна. Материалы конференции «Подготовка учителя-предметника: формирование базовой педагогической ИКТ-компетентности. Анализ реализации федерального проекта “Информатизация системы образования” и программы Intel “Обучение для будущего” в столичном регионе», № 60, 2008 г. http://vio.fio.ru/vio_60/cd-site/Articles/art_1_4.htm
7. Корчажкина О.М. Просчитываем риски. Оптимизация инновационной деятельности учителя-предметника / ИКТ в образовании, 2008. № 7. – С. 20-21.
8 Корчажкина О.М. Создание электронных контрольно-измерительных материалов по английскому языку. Тезисы доклада / Материалы XVIII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 27-28 июня 2007 г. – г. Троицк Московской области – ГОУ ДПО «Центр новых педагогических технологий». – МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик», 2007. – 528 с. – С. 167-169.
9. Корчажкина О.М. Проблемы ранней подготовки научных кадров / Наука, образование, инновации: Тезисы выступлений участников I всероссийской конференции 10-12 ноября 2008 года / Сост.: А.И. Ракитов, А.Э. Анисимова, М.В. Кондратьев, М.Н. Русецкая – М.: МГПУ, 2008 . – 568 с. – – С. 59-61.
10. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для системы образования). – М.: «Интеллект-центр», 2001. – 296 с.
11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
12. Шишкин В.В. Методическое пособие по дисциплине «Технология разработки программных продуктов». – Смоленск: Издательство СПЭК, 2005. – 118 с.
О.М.Корчажкина
|