I. Введение
Вопрос создания авторских электронных материалов – учебных пособий, контрольно-измерительных материалов, лекций – рано или поздно встаёт перед каждым современным учителем средней школы или преподавателем вуза, включённым в информатизацию учебного процесса. К сожалению, учителя средних школ, в отличие от вузовских преподавателей, не имеют возможности пользоваться услугами профессиональных программистов, поскольку в школах нет специальных подразделений, разрабатывающих программные ресурсы «на заказ». Поэтому основная нагрузка по решению данной проблемы ложится на самого учителя, который должен осознавать, что по-настоящему интерактивные электронные ресурсы могут быть созданы только с привлечением языков программирования. А их освоение для учителя-непрофессионала в области информационных технологий – задача весьма затруднительная, да и ненужная.
Одним из возможных выходов для учителя, не желающего находиться в тесных рамках готовых электронных образовательных ресурсов (ЭОР), но и не удовлетворённого теми простейшими электронными материалами-презентациями в PowerPoint, с которых он начинал своё движение к вершинам информатизации, является использование специально разработанных для создания учебных материалов программных сред. Решившись приступить к серьёзным авторским разработкам, учитель должен чётко представлять себе функциональные возможности ЭОР, который он планирует получить на выходе. А поскольку электронная версия учебных материалов привязана к определенной программной среде, разработчику следует предварительно изучить её свойства.
В настоящее время существует достаточное количество доступных программных сред, разработанных профессиональными программистами мультимедийных компаний: это Интернет-среда Moodle, «КМ-Школа» компании «Кирилл и Мефодий», eAuthor компании «ГиперМетод» и, наконец, две среды компании «1С» – «Система организации и поддержки образовательного процесса» и «Среда разработки ЦОР».
Каковы дидактические возможности этих программных сред, какую из них выбрать для создания ЭОР по иностранному языку (ИЯ) – вот вопрос, на который предстояло получить ответ в процессе реализации педагогического проекта, начатого в Центре образования № 1678 Северного округа г. Москвы в 2007/08 учебном году.
II. Требования к ЭОР по ИЯ
Прежде всего, программная среда для ЭОР должна позволять учителю создавать три основных типа учебных блоков: информационный, предназначенный для введения нового учебного материала, тренировочных упражнений и заданий, направленных на закрепление изученного материала, а также контрольно-измерительного блока, позволяющего учащемуся самостоятельно или под руководством учителя осуществлять контроль формирования предметных компетенций.
Информационные блоки в ЭОР по ИЯ должны иметь возможность включения как иллюстративного, так и достаточно объёмного текстового материала, просмотр которого производился бы в режиме одного окна. При работе с текстом необходимо делать пометки и выделять отдельные фрагменты текста, пользоваться услугами «всплывающих подсказок», содержащих перевод или толкование слов и словосочетаний, прослушивать отдельные фрагменты текста. Кроме этого, разрабатываемые ресурсы по ИЯ должны включать справочные материалы – энциклопедические статьи, словари, справочники по грамматике, вызываемые по гиперссылке, а также аудио и видео-файлы, анимационные и видео-ролики, расположенные непосредственно на страницах с заданиями.
Блоки тренировочных заданий и упражнений должны предусматривать возможность отработки аспектов языка – лексики, грамматики, фонетики – и навыков речевой деятельности – чтения, аудирования, письма и устной речи с возможностью анализа ошибок учащихся и демонстрации правильных ответов. Специфика языковых и речевых упражнений требует от их электронной реализации соблюдения определённых условий, заключающихся в наличии ряда интерактивных функций. К ним относятся: перетаскивание объектов по полю электронной страницы (задания на соответствие и «упорядочить последовательность»), ввод текста с клавиатуры (задание на заполнение множественных пропусков в тексте на одной странице), выделение вариантов задания и отдельных компонентов текста, прослушивание аудио эпизодов и просмотр видео фрагментов с одновременным выполнением заданий различных форматов и др. Например, в блоке тренировочных упражнений на отработку произносительных навыков желательно предусмотреть функцию записи речи и сравнения её с эталоном, а в блоке заданий на формирование навыков письменной речи – специального поля для выполнения письменного задания с последующим его сохранением и возможностью пересылки по электронной почте.
Что касается блока контрольно-измерительных материалов, то для этих целей могут использоваться как автономные тестовые программные среды, импортируемые в учебный курс, так и тестовые блоки, уже включённые в универсальные среды для разработки учебных курсов. Тестовые программные среды для языковых дисциплин должны давать возможность производить контроль и оценку базовых языковых и речевых компетенций в форматах традиционного языкового тестирования, то есть предусматривать возможность электронного представления всех необходимых для этой цели типов заданий (их можно назвать более 10) и ввода соответствующих разновидностей ответов. Кроме того, из-за особенностей содержания языкового материала и большого числа форматов проверочных заданий такие ресурсы должны быть легко управляемы, то есть до завершения теста, включающего несколько разделов, и подсчета общего количества правильных ответов должен обеспечиваться удобный доступ пользователя к любому разделу задания с возможностью корректировки ответов. Названные функции должны быть дополнены возможностью установки ограничений на число доступов к вводу ответа, а также фиксацией времени выполнения задания.
III. Работа проектной группы над ЭОР на базе программной среды компании «1С» – «Система организации и поддержки образовательного процесса»
Проектная группа, состоящая из восьми учащихся 10-11 классов и учителя английского языка, разделилась на четыре подгруппы, каждая из которых работала с одной программной средой отечественных компаний (см. п. I). В качестве учебного материала был выбран один раздел учебного пособия по английскому языку New Opportunities (уровень Pre-Intermediate) британского издательства Pearson-Longman и соответствующий раздел рабочей тетради.
Целью первого этапа работы явилось создание пробных электронных версий учебного пособия по английскому языку на базе четырёх программных сред и их экспертиза, включающая изучение и сравнение дидактических возможностей выбранных сред в плане обучения ИЯ. Основным итогом первого этапа работы проектной группы явилось составление экспертного заключения о достоинствах и недостатках изучаемых программных сред, а также перечня рекомендаций их разработчикам по учёту специфики обучения ИЯ в новых версиях программ.
Рассмотрим результаты деятельности проектной группы учащихся, работавших над созданием электронной версии раздела 4 Challenge на базе программной среды компании «1С» – «Система организации и поддержки образовательного процесса» (далее «Система»).
На базе программной среды «Система» учащимся удалось создать не только информационные и справочные разделы учебного пособия, но также интерактивные задания и упражнения с проверкой правильности ответов в форме: выбор правильного ответа (форматы «один из многих» и «многие из многих»), трансформация предложений, словообразование и заполнение пропусков. Для этого в программной среде «Система» предусмотрены интерактивные элементы: переключатели типа «флажок» и «радио-кнопка», поле для ввода текста с клавиатуры.
Кроме того, авторы работы максимально использовали возможности программной среды в плане импорта внешних файлов, несущих дидактическую нагрузку: иллюстративного и аудиоматериала, текстового редактора Word для выполнения письменных заданий, редактора звука ALO AudioEditor для записи устной речи учащихся, монолингвального словаря в виде Flash-ролика. Постраничная система навигации, предусмотренная в программе, позволила удобно структурировать курс и облегчить поиск нужных разделов и упражнений.
В экспертном заключении учащиеся дали мотивированную оценку дидактическим возможностям программной среды «Система», а также описали ограничения, не позволяющие в полной мере реализовать комплекс языковых и речевых упражнений по ИЯ. Кроме того, ими были высказаны пожелания разработчикам компании «1С» по совершенствованию программного продукта с учётом специфики обучения ИЯ.
IV. Заключение
Итак, учащимися были отмечены следующие позитивные дидактические возможности программной среды «Система»:
• простота установки программы на компьютер;
• простота работы с программой и запуска готового ресурса;
• привлекательный интерфейс программы;
• удобная постраничная структура программы;
• возможность импорта текстов большого объёма;
• возможность расположения иллюстративного и текстового материала на одной странице;
• возможность импорта внешних файлов различных форматов (mpeg, asf, mp3, wav, swf, exe, ppt, doc и др.) по гиперссылке;
• создание тренировочных и тестовых заданий форматов: выбор «одного из многих», «многих из многих», трансформация предложений, словообразование и заполнение пропусков;
• проверка правильности ответов.
В плане учёта специфики создания ЭОР по ИЯ учащиеся отметили следующие ограничения дидактических возможностей программной среды:
• невозможно реализовать задания типа: классификация, выделение фрагмента текста, сопоставление, «упорядочить последовательность» в силу отсутствия форматов: «выпадающий список», «выделение», «перетягивание объекта», «всплывающая подсказка»;
• возможно размещение только одного поля для ввода текста на странице, что вынуждает растягивать задание по заполнению пропусков на несколько страниц;
• нельзя разместить задания нескольких форматов на одной странице;
• на одну страницу нельзя загрузить более одной иллюстрации;
• не предусмотрен импорт медиаобъектов на страницу с заданиями, что затрудняет выполнение упражнений на аудирование и просмотр видео;
• не предусмотрена демонстрация верных ответов в тренировочных упражнениях;
• не предусмотрен подсчёт правильных ответов в задании, состоящем из нескольких вопросов;
• малое число шрифтовых форматов и их цвета, причём выбранный шрифт может изменяться автоматически, без ведома разработчика;
• ограниченные возможности дизайна страниц;
• не предусмотрена возможность замены текста инструкций с русскоязычного на англоязычный в интерфейсе программы;
• нет «встроенных» программ записи текста и звука.
Члены проектной группы выразили желание наладить контакт с программистами компании «1С» с целью обсуждения полученных результатов и их учёта в дальнейших версиях программной среды «Система организации и поддержки образовательного процесса».
О.М.Корчажкина
|