Суббота, 14.12.2024, 01:21Приветствую Вас, Гость | RSS
Методическая
поддержка
учителей
английского
языка
Меню сайта
Категории каталога
ИКТ в образовании [5]
Общие проблемы информатизации [2]
ИКТ на уроке ИЯ [2]
Список публикаций за 1996-2005 гг. [1]
Список публикаций за 2006-2007 гг. [1]
Список публикаций за 2008 г. [1]
Список публикаций за 2009 г. [1]
Наш опрос
Оценка сайта
Всего ответов: 33

Публикации


Главная » Публикации » Общие проблемы информатизации

КАКУЮ КАРТИНУ МИРА ГОТОВИТ НАМ ЭПОХА ИНФОРМАТИЗАЦИИ? Часть 1.

КАКУЮ КАРТИНУ МИРА ГОТОВИТ НАМ ЭПОХА ИНФОРМАТИЗАЦИИ?

 

Введение

Устройство мира и возможность постижения его законов, место человека в окружающем мире, пути дальнейшего развития природы и общества – вот те извечные проблемы, над которыми бьётся человеческое сознание на разных уровнях – обыденном, религиозном, научном. Поэтому каждый этап в развитии человеческой цивилизации выстраивает свою картину мира, то есть представление об окружающей действительности, способное упорядочить новейшие достижения человеческой мысли и создать некую относительно непротиворечивую систему – образный слепок того мира, в котором существует человек данной эпохи и в котором он строит отношения с другими людьми и природой.

Нет смысла оспаривать утверждение о том, что особую ценность для развития человеческого общества представляет научная картина мира, которая строится на базе научного подхода и основана на целостном восприятии окружающей действительности – научном мировоззрении [1, c. 114]. В разные эпохи ядром научного мировоззрения, а значит и основополагающей структурой при формировании картины мира, служили отрасли знания, дающие наиболее полное и адекватное представление о мировых процессах, происходящих в природе и обществе.

Так классическая механика и её законы, основанные на идеях Г. Галилея, И. Кеплера, И. Ньютона и Р. Декарта, сформировали механическую картину мира, просуществовавшую вплоть до середины XIX века. Ей на смену пришла электромагнитная картина мира, которая сложилась в результате исследований М. Фарадея и Д. Максвелла в области электромагнетизма, а формой существования материи было признано электромагнитное поле.

Объективность электромагнитной картины мира начала подвергаться сомнению в конце XIX века в связи с новыми открытиями в области физики – фотоэффекта, рентгеновского излучения и радиоактивности. Открытие элементарных частиц (электронов, затем протонов и нейтронов), идея дискретности физических величин, возможность взаимного превращения химических элементов при казалось бы нарушении закона сохранения энергии – привели к качественным изменениям в парадигме новой картины мира и поставили физику на грань кризиса.  С рождением теории относительности, квантовой механики, физики элементарных частиц произошла замена метафизического взгляда на мир на диалектический. В середине ХХ века это привело к рождению новой, естественно-научной картины мира [1, 5-7, 10], изменившей представления о пространственно-временных отношениях и причинно-следственных связях. Возникла идея необратимости времени, нелинейным, вероятностным был признан характер процессов, происходящих в природе и обществе, синергетический принцип (способность к самоорганизации) стал рассматриваться применительно не только к живой, но и к неживой природе.  

Теперь, казалось бы, настал период относительной стабильности в представлении человека об окружающей действительности, когда новые открытия в естественно-научных дисциплинах могут только дополнять и уточнять, но не менять в корне так бурно складывающуюся в течение всего ХХ столетия картину мира. Но так ли это?

 

Иллюзия стабильности

Как показывает история естествознания, основной вклад в создание картины мира принадлежит физике, фундаментальной науке о мире, его устройстве, законах, которым он подчиняется. Математика носит традиционно прикладной характер, химия, биология, астрономия, география и другие фундаментальные естественно-научные и гуманитарные, равно как и технические, дисциплины – подчинённый. Но никогда в построении картины мира напрямую не участвовали технологии, представляющие собой совокупность способов осуществления определённых действий. Это и понятно: играя доминирующую роль в промышленности и сельском хозяйстве, технологии оставались далеки от фундаментальных дисциплин и лишь опосредованно влияли на формирование образа мира. Так, например, физику или химию, фундаментальные науки, построенные на эксперименте, технологии интересуют только как инструменты проведения экспериментальных исследований, как технологии осуществления эксперимента.

Но в последней четверти прошлого века понятие «технологии» приобрело несколько иной смысл, не связанный с какой-либо одной дисциплиной или отраслью промышленности: они стали рассматриваться как необходимый атрибут всех сфер общественной жизни, своего рода инструмент, без которого невозможно существование современного общества. Причина такой метаморфозы кроется в характере изменений, происходящих в самом обществе: прогресс в различных сферах человеческой деятельности привёл к лавинообразному накоплению информации, с которым надо было как-то справляться. И это, в свою очередь, поставило на грань кризиса не только одну физику как это было более ста лет назад и привело к замене электромагнитной картины мира на естественно-научную. Кризис в новейшей истории человеческой цивилизации был вызван противоречием между объёмом накопленных информационных ресурсов и невозможностью их эффективного сбора, хранения, преобразования и передачи, то есть восприятия, понимания и использования, старыми средствами – с помощью печатных носителей или даже прогрессивных на тот момент средств коммуникации – телефона, радио и телевидения. 

Для разрешения назревшего кризиса потребовалось рождение и привлечение нового знания, однако знания не сугубо теоретического, а знания, имеющего мощную практическую составляющую, способного дать человеку некий принципиально иной инструмент осуществления его повседневной деятельности. И такой инструмент появился – им стал компьютер как аппаратное средство работы с информационными ресурсами и Интернет глобальная компьютерная сеть как ареал существования, жизненное пространство для этих ресурсов.

Естественно, что ни компьютер, ни Интернет не смогли бы появиться без прогресса в таких науках, как радиофизика, микроэлектроника, автоматика, системотехника. Именно практическая, технологическая составляющая новейших исследований в области физики полупроводников стала играть ключевую роль в жизни человека. Новые цифровые технологии, позволившие создать аппаратные средства принципиально нового уровня – сначала с использованием  транзисторов, затем интегральных микросхем – чипов и микрочипов (а недалёком будущем, вероятно, и с помощью нанотехнологий) – явились источником и «новых видов предметной деятельности» человека [13, c. 18]. Эти новые виды предметной деятельности связаны с созданием, поиском, хранением, накоплением и воспроизводством информации, где объём, а также скорость обработки и передачи информации имеют определяющее значение.

Поэтому технологии работы с информацией (информационные технологии), а также технологии передачи информации (коммуникационные технологии) стали рассматриваться как две неразрывные составляющие и, объединившись, получили название информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Роль ИКТ в предметной деятельности человека – это не только информационное обеспечение этой деятельности [6, с. 428]. Они являются своеобразным «компасом», с помощью которого современный человек ориентируется в окружающем его мире. Универсальный характер современных ИКТ состоит в том, что «именно через них осуществляется передача накопленных человечеством знаний и опыта... любая информационная технология... может быть применена практически к любой сфере человеческой деятельности, тогда как другие технологии более специализированы» [13, c. 29].

Всё сказанное позволяет утверждать, что современное постиндустриальное общество – это информационное общество, построенное на принципе: кто умеет работать с информацией, кто умеет ориентироваться в информационном пространстве – тот способен найти своё место в окружающем мире и стать полноценным членом мирового сообщества. Современное общество может быть названо информационным не только в силу универсальности современных ИКТ, но в силу своих объединяющих принципов – единства средств, целей, способов работы с информационными ресурсами, скорости и надёжности доступа к ним[1],  ведущих к возникновению так называемого «коллективного разума»  – «формы интеллекта, … особенного интеллекта, присущего группе, с коллективным опытом и талантами, с коллективным обучением, с сотрудничеством, с коллективной памятью» [8, с. 4].

Таким образом, информационное общество можно охарактеризовать как общество информационной реальности, представляющее собой своего рода современную разновидность объективной реальности. Эта новая объективная реальность включает в себя три типа информационных структур: естественно возникшие структуры неорганической и органической природы, а также  искусственные структуры, созданные целенаправленной деятельностью человека [11, с. 28]. Сюда необходимо также добавить и «динамическую составляющую», связанную, с одной стороны, со способами взаимодействия всех трёх типов упомянутых информационных структур, а с другой, со способами обработки и трансляции  информационных ресурсов, созданных естественным и искусственным путём.

 

Принципы построения картины мира

Если вновь проследить историю формирования «картин мира» на разных исторических этапах развития общества, то можно отметить определённые закономерности, лежащие в основе этих процессов.

Прежде всего, базой для создания картины мира данной эпохи является определённая совокупность материальных и интеллектуальных ценностей, накопленных обществом. И как это ни парадоксально звучит с точки зрения диалектического материализма, система материальных ценностей по своей роли и значимости в этом процессе уступает системе ценностей интеллектуальных. Основу интеллектуального богатства человечества составляет национальный компонент – культура общества и вненациональный компонент – научные знания и технологии применения этих знаний на практике.

Основы научного знания, опираются на ряд концепций, или парадигм, среди которых первенство принадлежит законам природы, лежащим в их основе, а также законам и закономерностям развития общества. Система знаний о законах природы и общества постоянно пополняется новыми знаниями, находящимися в диалектическом единстве с уже накопленными. Новые знания дополняют и обогащают предшествующие, создают возможность проводить аналогии, выявлять противоречия и связи заново формирующейся картины мира по отношению к предшествующей. Всё это способствует более адекватному и реалистичному представлению человека о мире на основе постоянно углубляющегося  отражения действительности новой картиной мира в сравнении со старой.

Новая картина мира призвана ответить на ряд концептуальных вопросов: каковы формы существования материи, в каком пространстве действуют эти формы, из каких объектов состоит окружающий мир, чем обусловлено его разнообразие, каково взаимоотношение материального и идеального, пространства и времени, какова должна быть модель Вселенной, на чём основано понимание данной картины мира, если таковое достижимо.

Все перечисленные проблемы, а также многие другие, в которые должна внести ясность новая концепция картины мира – это своего рода инварианты, присутствующие во всех моделях окружающей действительности. Современная эпоха, эпоха высоких технологий, привнесла в перечень уже названных проблем дополнительные: возросшую роль технологического компонента, новейших технологий как инструмента познания, а также гуманитарной составляющей как инструмента обращения с объектами познания.

Рассмотрим особенности современного технологического компонента  – информационно-коммуникационного. Специалистами в области ИКТ отмечается два подхода к использованию новых технологий в реальной практике: основанного на алгоритме действия и основанного на модели действия [4]. Если говорить о методах познания, характерных для построения прежних картин мира, то это были математические расчёты и экспериментальные исследования, позволяющие доказать те или иные идеи или гипотезы. Алгоритм и модель – это современные методы, подходы, применяемые для развития знаниевого и деятельностного компонентов функционирования постиндустриального общества. Каково их соотношение в процессе познания и какова  должна быть роль каждого из них в построении новой картины мира?

Алгоритм – это строгая упорядоченность, иерархия определённых действий, операций при реализации какой-либо деятельности. Алгоритм действия является необходимым компонентом любой технологии, однако он слишком упрощает реальную  действительность и в настоящее время перестаёт быть активным инструментом познания. Поэтому алгоритмический подход не может служить единственной концептуальной опорой при построении картины мира.

Второй подход, основанный на модели, также содержит ряд ограничений, однако именно его в силу присущей ему динамики и тесной связи с реальным миром можно в настоящее время считать фундаментом и наиболее продуктивным концептом, способным предоставить человеку адекватные способы описания действительности. В этой связи С.А. Бешенков справедливо отмечает, что «освоение моделирования как основного инструмента познания и практической деятельности человека становится одной из стратегических целей образования. Напротив, алгоритмическая, технологическая составляющая перемещается в разряд тактических целей» [4, с. 31].

Как отметил в своём докладе «Новые задачи образования в обществе знания» на международной конференции ISSEP 2006 Бернар Корню, директор Института открытого и дистанционного обучения (Франция): « ... центральной концепцией цифрового общества, в котором мы живём, является не только технология ... основной элемент образования – это не информация, а знания» [8, с. 3-4]. Это замечание подводит нас ко второй составляющей информационного общества – гуманитарной.

Одна из сторон гуманитарной составляющей информационного общества касается знания, точнее, доступности знания, возможности его получения всеми членами общества. А поскольку в современных условиях инструментом приобретения знания служат ИКТ, то вопрос о культуре приобретения нового знания равно как и о предоставлении всем членами социума равных возможностей в получении знаний – это вопрос информационной культуры и общества, и отдельной личности. Поэтому информационную культуру общества и личности связывают напрямую не с технической, а именно с гуманитарной стороной ИКТ  – культурой обращения с информацией: «Информационная культура ... включает в себя как высокий уровень владения информационными технологиями данного общества, так и осознание смыслов культурно-значимой информации, транслируемой через эти носители» [13, c. 42].

В построении новой картины мира гуманитарная составляющая информационного общества играет ещё одну очень важную роль: она выводит информатику на уровень фундаментальной науки, делая её не только источником основополагающих принципов,  но и «важным явлением общественной жизни»: «Гуманитаризация информатики ... обеспечит выход на мировоззренческий, интегративный, “метапредметный” уровень» [2, c. 3]. Поясняя данное утверждение, авторы статьи пишут о том, что в условиях резкого увеличения числа предметных областей и видов человеческой деятельности именно информатике отводится роль объединяющего звена, интегративной дисциплины, которая способствует формированию «единой картины мира, целостного взгляда на окружающую действительность» [2, c. 4].

Для этого информатика как наука обладает целым набором принципов, характерных для фундаментальной дисциплины, способной заменить физику при формировании новой картины мира. Эти принципы можно разделить на «старые», характерные для фундаментальных наук до-информарционного общества (системности, симметрии, неопределённости, неполноты формальной системы, нелинейности и др. [2, с. 4]), и «новые информационные принципы»: формализации, информационного моделирования и управления, нелокальности информационного взаимодействия, универсальности цифрового кодирования [2, с. 5], работающие в обществе информатизации.

Таким образом, в современном информационном обществе роль новой фундаментальной дисциплины, способной систематизировать прежнее и вновь полученное знание, применить их диалектическое единство к формированию новой картины мира и ответить на концептуальные вопросы, поставленные временем, отводится информатике.
                        Читайте далее Часть 2

   

Категория: Общие проблемы информатизации | Добавил: flmoscow1678 (22.02.2009)
Просмотров: 1410 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0